ПО СУШЕ, ЛЬДУ И ПО ВОДЕ

 

Лодки, плоты и потаённое судно, сани и телеги, автомобили, мопеды и троллейбус – всё это и многое другое можно увидеть на выставке «По дороге времени…», созданной специалистами Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника у Зачатьевской башни кремля. Экспозиция разделена на три тематических комплекса, посвящённых истории движения по суше, по снегу и льду и по воде.

 

В экспозиции представлены как аутентичные, так и реконструированные экспонаты. Заведующий отделом истории НГИАМЗ, доктор педагогических наук, профессор Юрий Филиппов, являющийся научным руководителем выставки у Зачатьевской башни, некоторые из них собирал собственноручно.

 

Начинать осмотр выставки стоит с традиционного волжского плота. Его мы реконструировали по старинным фотографиям Максима Дмитриева и Андрея Карелина, рассказывает он. На нём можно отправиться в плавание хоть сей- час. Однако рулевое весло должно быть длиннее.

 

 В числе аутентичных экспонатов – лодка-великовражка и керженский ботник. Первый вид транспорта создавали примерно с XIV века в селе Великий Враг Кстовского района.
Юрию Владимировичу повезло – около тридцати лет назад он заказал эту лодку у последнего потомственного мастера.

 

Я ходил на ней по Волге пятнадцать лет. Специфика великовражек в том, что они выдерживают и волжские шторма, и каспийскую длинную волну благодаря удачным обводам, – говорит Юрий Филиппов. Керженскому ботнику порядка ста лет. Его экспедиция привезла из деревни Зимёнки Семёновского района. Что интересно, он ни разу не спускался на воду: всё время пролежал на чердаке. Привлекает внимание «потаённое судно», по форме напоминающее большую бочку: оно было сконструировано по образцу XVIII века. В 1721 году плотник Ефим Никонов сделал его для Петра I. Можно сказать, что это прообраз первой подводной лодки. Кстати, туда можно зайти и посмотреть, как судно устроено изнутри. Также в экспозиции представлено несколько советских лодочных моторов: универсальный мотор ЛМ-1, который выпускали в 1940–1950-е годы, ЗИФ-5, двадцатисильный «Вихрь» и восьмисильный «Ветерок», выдержавший самое большое количество тиражей. Помимо аутентичных и реконструированных экспонатов, на выставке представлены модели. В частности, модель судна беляна. Как говорит Юрий Филиппов, – «гениальнейшего изобретения русского народа». Дворец детского творчества имени Чкалова и Волжское детское речное пароходство предоставили организаторам проекта искусно выполненные работы своих воспитанников. Водная тема логически переходит в тему скольжения. Она представлена двумя видами саней: парадными (им примерно 150 лет), найденными в Городце, и крестьянскими (им около 80 лет) – они приехали из Кстовского района.

 

Ну и, наконец, транспорт на суше. В отдельном ряду двенадцать мопедов, являющихся мечтой каждого советского мальчишки. Кстати, на одном из них (на мопеде марки «Верховина-4») ездил Серёжка Сыроежкин в «Приключениях Электроника». Также в этом отделе представлены бричка австрийского производства; телега, купленная в Шахунском районе; трактор «Фордзон-Путиловец» 1923 года выпуска; троллейбус МТБ-82, который ходил по маршруту площадь Минина – площадь имени 1 Мая; культовые автомобили автозавода – «Победа» 1958 года выпуска и «Волга» 1959 года выпуска. Отдельная часть выставки посвящена осадной технике эпохи средневековья: организаторами построены осадная башня, передвижной щит, средневековый танк «Гуляй-город», а также пред меты, связанные с монгольским нашествием на Русь, – стенобитный таран, катапульта и передвижная юрта. Продлится выставка до октября.

 

Информация и приём заявок на пешеходные и автоэкскурсии принимаются по телефонам: 439-06-96, 283-06-96.

Анастасия ЖУКОВА